?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Кто такой токкэби



Токкэби (도깨비) в корейской мифологии — это демоны или, проще говоря, нечистая сила. Они относятся к разряду квини — духов, в которых превращаются души некоторых умерших людей.

Считается, что токкэби — злые духи, которых также называют орками (людоедами) или гоблинами. Однако понятие «зло» эфемерно, так что этих демонов можно скорее отнести к шкодливым и своенравным, чем совсем уж к озлобленным существам. Они любят шалости и не против попугать людей или подшутить над ними. Плохого человека могут наказать, а вот хорошего способны, наоборот, наградить богатством или благословением. К слову, токкэби иногда указывают родственникам умершего место, где нужно захоронить его останки. В Корее считается, что погребенные в «счастливом» месте предки обеспечивают благополучие потомков. Поэтому токкэби таким образом помогает семье достичь процветания.

В отличие от обычных призраков или приведений токкэби чаще всего представляют собой не души умерших людей, а переродившиеся в духов предметы домашнего обихода или вещи, находившиеся долгое время в употреблении.

Если говорить о внешнем виде токкэби, то он может быть весьма разным, поскольку в корейской мифологии выделяют несколько видов этих существ. Однако чаще всего он схож с человеком, хотя и гораздо выше него. На лбу у него рог, рот украшен большими клыками, тело либо зеленое (привет Шрэку), либо покрыто рыжей шерстью. Часто токкэби носят страшные звериные маски, а в руках держат большие дубинки. Они сродни волшебной палочки — с их помощью демоны могут, например, наколдовать золото или же заставить левитировать предмет.

Считается, что токкэби могут быть хорошими собеседниками или собутыльниками, но вот часто общаться с ними не стоит — иначе рискуешь сам превратиться в такого же демона. Они любят, когда к ним почтительно относятся или угощают их любимой едой — киселем из гречневой муки, кашей с красной фасолью, мясом.

Но шутки токкэби ценят превыше всего. Например, любят подкараулить путника ну узкой дороге и заставить бороться с ним за право пройти. Победить их можно хорошенько толкнув в правую часть тела, поскольку она заметно слабее левой. К слову, в корейских сказах люди почти всегда силой побеждают токкэби и в подавляющем большинстве случаев одерживают верх при помощи смекалки. Так, одна из легенд рассказывает о пожилом человеке, подружившимся с этим демоном. Он жил отшельником, и однажды в его дом забрел токкэби. Старик предложил ему выпить, и постепенно между ними завязалась дружба. Однажды мужчина пришел к реке и увидел свое отражение — оказалось, он потихоньку начинает превращаться в токкэби. Старик решил, что нужно разорвать отношения с демоном. Когда тот в очередной раз пришел в гости, пожилой герой сказки спросил: «Токкэби, а чего ты больше всего боишься?». «Крови. А чего боишься ты?», — ответил демон. «Денег. Поэтому и живу в горах отшельником, чтобы никогда их не видеть», — заявил старик. На следующий день старик убил корову, а ее кровь разлил по дому и двору. Токкэби, увидев это, пришел в ужас и, убегая, прокричал: «Я вернусь с твоим величайшим страхом!». А затем принес мешок денег и бросил его в старика. После этого токкэби уже никогда не заходил в гости к бывшему другу, а пожилой мужчина стал очень богатым.

Кстати, кровь — не единственный оберег от токкэби. Избавиться от него можно, используя священную веревку, коня, собаку, белого петуха, железные и серебряные предметы.

Чаще всего в корейской мифологии встречаются упоминания о лесном токкэби. Он может иметь разные облики — например, предстать в виде старого дерева, природной стихи (огня или ветра). К людям лесной демон выходит вечером или ночью, после заката или перед ним. Сама встреча наиболее вероятна в тот момент, когда человек хочет пересечь некую границу — тропинку, перевал, перекресток. При этом токкэби обычно появляется по собственному желанию, без просьб о помощи.

Нередко токкэби приходит в образе блуждающего огня или дурно пахнущего человека. И то и другое указывает на связь с потусторонним миром. Огонь в корейской мифологии — это душа умершего. При этом такое пламя может разделяться на несколько частей, иметь синий цвет, но не способно обжигать.

Если говорить о литературном наследии, то впервые токкэби упоминается в сборнике «Самгук юса», относящимся к концу XIII века.

Итак, вот мы с вами и узнали немного о таких существах, как токкэби. А о том, как дальше будет развиваться одноименная дорама — посмотрим в следующих сериях.

© Gablerlin, asiateka.ru

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
Feb. 9th, 2017 10:57 pm (UTC)
Токкэби
Пользователь lesamohval сослался на вашу запись в своей записи «Токкэби» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кто такой токкэби [...]
( 1 comment — Leave a comment )